Маркетплейс или торговая площадка — это крупный интернет-ресурс, который объединяет множество разных продавцов (вендоров), позволяя им предлагать свои товары покупателям. Задача самой платформы в данном случае — раскрутка и организация взаимодействия поставщиков и клиентов.
Связаться с менеджеромНачинается она в 1995 году, когда появился первый сайт, который вполне можно назвать маркетплейсом — eBay. Здесь каждый желающий мог предложить что-то на продажу и найти желающего это приобрести.
В том же году начал свою работу Amazon, который на тот момент являлся ретейлером книг. Однако со временем они начали пускать к себе других продавцов, в том числе непосредственных авторов, а не только издателей и магазины. Благодаря этому сегодня сервис является одной из крупнейших торговых площадок мира.
Постепенно всё больше предпринимателей интересовалось этим форматом, появлялись новые ресурсы. Многие привычные интернет-магазины также переквалифицировались в маркетплейсы.
Сегодня на их долю приходится до 97% всех продаж через интернет.
С точки зрения потребителя они действительно очень похожи. Но на самом деле разница огромна, с какой стороны ни посмотри.
Если в случае с интернет-магазином речь шла о двухстороннем взаимодействии: продавец-покупатель, то теперь появляется третья сторона — владелец, выступающий в роли посредника. Его задача — максимально упростить процесс продажи и покупки для всех участников.
Маркетплейс предоставляет виртуальную торговую площадь в аренду, беря на себя все хлопоты, связанные с организацией:
• Раскрутки, привлечения продавцов и покупателей;
• Разработки, запуска и сопровождения ПО;
• Создания удобного для потребителей интерфейса;
• Решения любых вопросов и проблем, возникающих между участниками процесса.
За это он получает процент от каждой сделки или фиксированную абонентскую плату.
Соответственно, вендор просто размещает товары на своей странице, сам устанавливает цену, выбирает, с какими платёжными системами и курьерскими службами будет работать. Он может самостоятельно устраивать различные промо-акции и назначать скидки.
Один и тот же продукт может быть представлен разными продавцами, то есть у покупателя появляется возможность выбрать наиболее выгодные условия: цену, способ платежа, скорость доставки и так далее.
Кроме того, большое количество поставщиков обеспечивает намного больший ассортимент, чем среднестатистический интернет-магазин.
При этом маркетплейс имеет многие привычные инструменты и функции:
• Дерево категорий, помогающее быстро найти нужные изделия
• Корзина, позволяющая быстро и просто оформить покупку
• Личный кабинет, в котором можно отследить, на какой стадии находится заказ и просмотреть все предыдущие заказы
• Фильтр по характеристикам: популярность, цена, цвет, размер, объём
• Поиск по сайту
• Сравнение схожих товаров
Всё это позволяет быстро ориентироваться на ресурсе, искать и находить, выбирать и покупать. При этом существует огромное количество инструментов, которые помогают продавцам максимально оптимизировать свою работу:
• Синхронизация своей страницы со складскими программами, благодаря чему заполнить её можно в несколько кликов
• Возможность подключить самые распространённые платёжные системы
• Большой выбор курьерских служб и многое другое
Среди минусов маркетплейсов можно отметить не до конца проработанное законодательство в этой сфере. Причём это касается как российского, так и мирового права.
Можно выделить несколько различных классификаций, однако реальное значение имеют, пожалуй, только две из них. Первая — по конечному потребителю. И здесь разделяют два вида:
Вторая значимая классификация — по тому, что предлагают вендоры:
Сегодня маркетплейсы настолько популярны, что ряд CMS с готовыми шаблонами поддерживают создание собственной торговой площадки. При этом они имеют достаточно широкий функционал и гибко настраиваемые дизайн и интерфейс.
Главный плюс такой системы — это модульность. Если в изначальном пакете не хватает какой-то функции, то заказчик всегда может приобрести дополнительный модуль или заказать его написание.
Существует возможность сделать разработку веб-сайта с нуля, по сходственным эскизам и с заданными функциями. Главный плюс такого подхода — абсолютная индивидуальность готового продукта. Такие сайты стоят дорого, а специалистов, которые могут поддерживать их, приходится обучать годами. Затраты могут быть оправданы в двух случаях: если предстоит реализовать действительно уникальную идею, сервис, которого ещё нет на рынке, или если компания прочно закрепилась в своей нише и планирует расширение.
В остальных случаях оптимальным будет приобрести готовый продукт и совместно со специалистами настроить его под свои задачи.
Организации, которые привлекают интерес потребителей к клиентским товарам и услугам с помощью средств массовой информации, часто нестандартными и креативными методами.
Специальные сайты для онлайн-торговли всевозможными товарами и услугами, дающие возможность пользователю удовлетворить свои нужды, не выходя из дома.
Онлайн-представительства различных компаний и структур — от строительства до ресторанов, от нефтяных гигантов до банков и парикмахерских.
Бюро и коллективы, раскручивающие и оптимизирующие любые сайты безопасным и эффективным способом, помогая заказчикам стать ближе к потенциальным клиентам.
Электронные магазины-посредники, своего рода интернет-супермаркеты, которые помогают покупателям и продавцам взаимодействовать с минимальными временными затратами.
Библиотеки полезной и важной информации, а также публичные дневники известных лиц, которые дают широкий спектр сведений для работы, учёбы и отдыха современных людей.