sign

Как составить ТЗ для копирайтера?

ТЗ — это сокращение от словосочетания «техническое задание». Так в среде фрилансеров, в том числе копирайтеров, называют подробное описание того, что должно получиться на выходе. В данном случае — того текста, который заказчик ожидает от исполнителя.

Связаться с менеджером

Зачем нужно техническое задание?

Иногда кажется, что составление ТЗ — это напрасная трата времени, а ведь для того, чтобы сэкономить его, и приходится обращаться к копирайтеру. В конце концов, он профессионал и должен сам понимать, как написать хорошую статью. 

И он действительно знает, если, конечно, не ошибиться с выбором специалиста. Вот только мысли он  читать не умеет, и его представление о прекрасном может не совпасть с тем, как это видит заказчик. Причём это не значит, что материал плохой, просто он не будет отвечать ожиданиям и целям клиента. 

Техническое задание — это главный документ, который регламентирует взаимодействие владельца сайта и копирайтера, и в случае возникновения разногласий именно оно поможет разобраться, кто прав, а кто нет. Если результат не соответствует запросам, достаточно указать на несоответствия. 

Подробное ТЗ станет отправной точкой, опорой, которая поможет сделать действительно интересный и полезный текст, который понравится и заказчику, и читателю. 

Оно выполняет три функции:

• помогает копирайтеру в работе; 
• гарантирует, что результат будет соответствовать ожиданиям; 
• решает спорные моменты. 

Потратив время на составление технического задания, можно сэкономить его на проверке и правках. 

Сколько времени потребуется на составление ТЗ?

Много ли времени уходит на это? В первый раз, безусловно, на это потребуется 2 или 3 часа, больше — вряд ли. В результате получится не только задача для текущего задания, но и универсальный шаблон, который потом легко изменить под новые условия.

В дальнейшем эта процедура будет занимать 10-15 минут. 

В каком формате составляется техническое задание?

Выбор формата целиком зависит от предпочтений заказчика, хотя об удобстве исполнителя также не стоит забывать. Если просто пересказать свои пожелания вслух, то велик риск, что какую-нибудь мелочь копирайтер забудет или упустит, ведь вернуться и перечитать или переслушать сказанное невозможно. Да и ссылаться на устный разговор при проверке неудобно.

Запись разговора — более надёжный вариант, но чтобы уточнить какие-то моменты, её придется прослушивать целиком, выхватить конкретную мелочь не получится. Так что лучше всё-таки передавать пожелания в письменном виде. 

Это может быть разбитый на блоки текст или таблица. Если в работе используется много схожих статьей, то таблицы будут удобнее, но в них сложнее вписать какие-то дополнения, особенно если они объёмные. 

Что обязательно должно быть в ТЗ?

Обязательной составляющей являются технические характеристики:

• тема;
• название; 
• объём; 
• ключевые слова; 
• уникальность; 
• структура. 

Без этих данных слишком велик риск получить совсем не то, что нужно в конкретной ситуации.

Тема

Желательно не просто сформулировать тему в одном предложении, а коротко расписать, о чём материал. Это поможет сориентироваться, в каком направлении работать, что нужно упомянуть, а что оставить за бортом.

Объём

Считается, что для раскрытия любой информации необходимо хотя бы 300 слов, это около 2000 символов без пробелов или одна страница А4. Естественно, сопоставление приблизительное, но в целом объём понятен. Писать меньше нет смысла, а больше, конечно, можно. Кроме того, некоторые темы сами по себе требуют большего объёма для раскрытия. Это и будет нижней планкой.

Поскольку от размера статьи зависит оплата, то недобросовестные специалисты могут искусственно раздуть его за счет воды: вводных конструкций, бессмысленных выражений, очевидной информации. Так что верхнюю границу также желательно задать. 

Уникальность

Указывается в виде коридора от и до сервиса, с помощью которого планируется проверка. Популярные программы используют разные алгоритмы, и результат могут давать отличающийся. 

Название

Часто оно совпадает с темой и главным ключом, однако для большего охвата его желательно расширить дополнительными тематическими словами. Иногда это поле оставляют пустым, перекладывая составление названия на копирайтера. Это вполне допустимо, однако готовое название может стать ориентиром исполнителю. К тому же, если заказывается сразу много материалов со схожей тематикой у разных специалистов, то есть риск получить несколько одинаковых названий. 

Ключевые слова

Чаще всего их подбирают с помощью специального сервиса от Yandex: Wordstat. Требования вводить ключевики строго в заданной форме давно устарели, сегодня намного важнее, чтобы они были вписаны органично, не превращали текст во что-то нечитаемое. Кстати, слишком много запросов на одной странице использовать необязательно. 

Структура

Структурированный текст легче читать, да и поисковики к ним относятся лояльнее. Подзаголовки и списки помогают читателю ориентироваться в информации и облегчают чтение. Важно, чтобы статья была разбита на удобные абзацы.

Считается, что оптимально разбиение на параграфы до 300 слов, а размер одного абзаца не должен превышать 5-6 предложений. Однако у заказчика могут быть свои представления об этом. 

Сегодня вся это информация кажется очевидной, но прописать её в задаче необходимо, чтобы потом не приходилось спорить с исполнителем.

 Иногда целесообразно самостоятельно расписать структуру: количество подзаголовков, конкретные названия параграфов и так далее. 

Что ещё желательно указать в техническом задании?

На самом деле, того, что расписано выше, уже может быть достаточно для некоторых текстов, например, информационных. Однако продающие и рекламные материалы требуют более серьёзного подхода.

Желательно помочь исполнителю со сбором информации, чтобы быть уверенным, что он будет опираться на те факты, которые выгодны компании. Имеет смысл подобрать ссылки и документы, которые раскрывают суть.

Необходимо рассказать о своей целевой аудитории: на каких покупателей ориентируется компания, для кого производит продукцию или оказывает услуги? Какие задачи решает тот или иной товар? 

Ещё один возможный пункт ТЗ, который поможет копирайтеру в работе — примеры материалов с удачной структурой или стилистикой. Это не значит, что их будут использовать в качестве источника информации, важнее понять, чего именно ждёт заказчик.

Можно подобрать примеры того, чего в готовой статье категорически видеть не хочется. Причём не только показать пример, но и пояснить его — что именно здесь не так.

С нами работают

sep


Рекламные и маркетинговые агентства


Организации, которые привлекают интерес потребителей к клиентским товарам и услугам с помощью средств массовой информации, часто нестандартными и креативными методами.

Интернет-магазины


Специальные сайты для онлайн-торговли всевозможными товарами и услугами, дающие возможность пользователю удовлетворить свои нужды, не выходя из дома.

Корпоративные сайты


Онлайн-представительства различных компаний и структур — от строительства до ресторанов, от нефтяных гигантов до банков и парикмахерских.

Студии поискового 
продвижения


Бюро и коллективы, раскручивающие и оптимизирующие любые сайты безопасным и эффективным способом, помогая заказчикам стать ближе к потенциальным клиентам.

Маркетплейсы


Электронные магазины-посредники, своего рода интернет-супермаркеты, которые помогают покупателям и продавцам взаимодействовать с минимальными временными затратами.


Информационные сайты, блоги


Библиотеки полезной и важной информации, а также публичные дневники известных лиц, которые дают широкий спектр сведений для работы, учёбы и отдыха современных людей.

Сделать заказ

Мы подарим вам больше свободного времени для развития новых проектов, 
поднимая ваш бизнес на новую высоту

logo