sign

Сторителлинг

Сторителлинг — один из лучших способов донести информацию до потенциального клиента. Вы просто рассказываете ему историю. Захватывающую, конкретную, информативную. На первый взгляд, она ни к чему не обязывает прочитавшего её человека, просто развлекает его или помогает узнать что-то новое. Однако на деле сторителлинг способен оказывать мощнейший побудительный эффект.

Связаться с менеджером

История термина сторителлинг

Он появился сравнительно недавно. В 1992 году руководитель концерна Armstrong International Дэвид Армстронг, которого очень интересовали техники, позволяющие нестандартно управлять персоналом, заметил, что люди часто не понимают, а скорее, не хотят вникать в скучные, сухие и монотонные инструкции, зато проявляют живой интерес к конкретным историям и примерам.

Тогда он начал активно взаимодействовать с успешными сотрудниками и собирать их истории о том, как они действуют в нестандартных ситуациях, какой результат получают. В итоге у него получилась целая книга «Руководство по работе», состоящая из таких историй, которые привлекают внимание, вызывают эмоции, позволяют отождествлять себя с героем и примерять на себя его опыт. 

Опробовав эту методику на деле, он написал книгу «MBSA: Managing by Storying Araund». В свет она вышла в 1992 году, и именно в ней впервые появился термин сторителлинг. 

Однако ещё достаточно долго на эту технику практически не обращали внимания — вплоть до 2011 года. Это легко прослеживается по отчетам LinkedIn. В 2011 году они отмечали, что лишь минимальное количество специалистов в своём профиле указывали его, как дополнительный навык.

 Ситуация изменилась после того, как компания «Coca Cola» решила сделать сторителлинг основой своей маркетинговой стратегии. Произошло это как раз в августе 2011 года. После этого буквально за 1,3 года количество тех, кто специализируется на сторителлинге, выросло до 250 тысяч, что составило 7% от всех маркетологов мира. 

С тех пор сторителлинг начал активно развиваться, и сегодня он считается одним из самых эффективных способов продвижения. 

Сторителлинг до сторителлинга

Если задуматься, то сторителлинг существовал практически всегда. С тех пор, как человек освоил хотя бы примитивную речь, он начал рассказывать истории, чтобы донести свои мысли до окружающих. И это были именно истории, а не сухие инструкции или перечисления правил.

Чтобы научить детей вести себя правильно в социуме или на природе, им рассказывали сказки, где ребёнок поступал неправильно и был вынужден исправлять последствия. Яркий пример — сказка «Гуси-лебеди». 

Позже, с появлением торговли, начало работать так называемое «сарафанное радио». Это, по сути, и было первое использование сторителлинга в маркетинговых целях. Человек приобретал некий товар или пользовался услугой и, если он был доволен приобретением или недоволен, рассказывал об этом друзьям и знакомым, рекомендуя продавца либо советуя не обращаться к нему. Мастера, которые работали качественно, быстро обзаводились клиентами за счёт таких рекомендаций. Сегодня компании уже вполне осознанно и целенаправленно используют сторителлинг для собственного продвижения. 

Чем сторителлинг отличается от обычной рекламы?

Почему же эта техника так эффективна? И почему о ней вспомнили именно сейчас? Скорость распространения информации растёт с каждым днём. Когда-то, чтобы узнать новости, нужно было идти на рыночную площадь и надеяться услышать там что-то новое. Позже появились газеты, затем телевидение, интернет. Сегодня порой достаточно нескольких часов, чтобы горячая новость облетела весь мир.

Реклама окружает нас повсюду: её кидают в почтовый ящик, крутят по телевизору, ею обклеен общественный транспорт, она подстерегает нас в магазинах, ею пестрит интернет. Человек ежедневно поглощает неимоверное количество информации.

 Чтобы не захлебнуться в этом потоке, мы учимся фильтровать поступающие данные. Навязчивые объявления, кричащие о том, что тот или иной бренд лучше других, люди давно научились игнорировать. Тем более что в другое ухо им кричат прямо противоположное. 

В этих условиях интересные, но ненавязчивые истории о живых людях, которые напрямую ни к чему не призывают, кажутся глотком свежего воздуха. Их цель — заставить человека задуматься и самостоятельно принять решение. Но при этом он будет опираться на данные, которые ему даст компания посредством своей истории. 

При этом реклама в привычном нам значении этого слова также может использовать эту технику. Вспомните яркие ролики на ТВ от той же компании «Coca-Cola», где студенты, глотнув газировки, находили нестандартный выход из ситуации. Или целый исторический мини-сериал банка «Империал». Такие ролики запоминаются, вместе с ними запоминается и название бренда. 

Где применяется сторителлинг?

Спектр применения сторителлинга чрезвычайно широк:

• реклама; 
• корпоративные СМИ; 
• туризм; 
• психотерапия; 
• журналистика. 

С помощью историй бизнес продаёт товары и создаёт о себе положительное мнение у потребителей, психологи помогают клиентам понять, что они не одиноки в своей ситуации. И кто-то, очень похожий на них, уже успешно решал свои вопросы. Многие журнальные статьи и интервью, по сути, тоже являются сторителлингом. 

Цели и задачи сторителлинга

С помощью такого мощного и эффективного инструмента можно решать самые разные задачи:

• формирование у потребителя правильного мнения о ситуации, сложившихся правилах, товаре или компании; 
• систематизирование, хранение и донесение до читателя информации о достижениях бизнеса; 
• создание мотивации к определённым действиям. 

Правильно рассказанная история протягивает для читателя ниточку между прошлым, настоящим и будущим: у кого-то была проблема, но сейчас он решена с помощью товара, услуги или правильной последовательности действий, и если у читателя есть схожая проблема, он может её решить так же. Художественная литература и кинематограф, даже комиксы, по большому счёту, тоже являются сторителлингом: история сама по себе является товаром, который нужно продать. 

Основные элементы сторителлинга

У сторителлинга действительно много общего с художественными текстами, в том числе теми элементами, без которых просто невозможно обойтись:

• цель; 
• герой; 
• окружающая обстановка; 
• сюжет. 

Цель

Прежде чем рассказывать историю, нужно понять, что вы хотите сказать, кому и каких результатов необходимо добиться. Ответы на эти вопросы определят, какими должны быть герой, обстановка и сюжет. 

Методы построения сюжета

Место и время, где развиваются события. Сколько ни работай над реалистичностью действующих лиц, но если вокруг них — картонные декорации, история так и останется недостоверной.

Здесь очень важны мелкие детали, которые не только добавляют глубину месту действия, но и связывают воедино отдельные части истории.

Сюжет

Главный акцент делается на обстоятельствах, ситуации, о которой рассказывается история. Именно сюжет определяет её суть.

Особое внимание нужно уделить структуре текста, порядку, в котором будет подаваться информация. 

Герой

Не бывает истории без героя. Кому-то же должен сопереживать читатель, с кем-то должны происходить те или иные события. В идеале это должен быть реальный, живой человек, со своими привычками, положительными и отрицательными качествами. В такого героя легче поверить, с ним легче себя отождествлять.

Кстати, в широком смысле слова героем вовсе не обязательно должен быть человек: это может быть животное, вымышленное существо, и даже неодушевлённые предметы. И такая замена привычного героя не отменяет необходимости сделать его живым, достоверным. 

Путь героя

Внешний — самый простой и древний способ повествования: герой стремится к желанной цели, преодолевая по дороге возникающие препятствия. Для него характерна прямая последовательность событий и обязательный хеппи-энд в конце.

Несмотря на кажущуюся простоту, грамотно реализовать эту технику может быть достаточно сложно. Точнее, уверовав в то, что работа с этой схемой не требует особых усилий, слишком легко создать скучную историю. 

Противопоставление

Главное отличие этой схемы от предыдущей — отсутствие хеппи-энда. Герой преодолевает препятствия, но не добивается успеха. При этом он всё же выносит из произошедшего некий урок, помогающий ему двигаться дальше.
Этот приём нередко используется в кейсах, которые рассказывают об ошибках ведения бизнеса или использования того или иного маркетингового инструмента. 

Фальстарт

История начинается просто и обыденно, но в какой-то момент всё резко меняется, давая понять, что предугадать сюжет не получится, и произойти может всё, что угодно.

Гора

Сюжет может развиваться очень по-разному, и это позволяет добиваться разнообразных результатов, любых эмоций у читателя. 

Обрамление

История выступает рамкой, окружением для других, более мелких историй. В качестве примера можно привести сказки «Тысяча и одна ночь».

Начни с конца

В этом случае в самом начале читателю представляют яркую сцену из кульминации, и только затем начинают обстоятельно рассказывать, как именно герой оказался в этой ситуации.

Самые важные правила сторителлинга

Сосредоточьтесь на идее.

В мире переизбытка информации люди стараются оградить себя от лишнего. И если вы пуститесь в долгие пространные рассуждения, то текст, скорее всего, просто не дочитают.

Не скупитесь на детали.

Идею любой истории, её костяк можно выразить в одном предложении. Идею историей делают именно детали.

Используйте визуальное оформление.

Иллюстрации, инфографика, тематические видеоролики. Текст, дополненный визуальной информацией, воспринимается намного лучше, чем голый текст.

Заранее продумайте структуру текста.

Информация, поданная в правильном порядке, читается легко, не вызывает желания бросить текст на середине.

Сторителлинг — это не обязательно текст

Рассказать историю можно очень по-разному, и текст — лишь самый простой способ. Он не требует особых денежных затрат или дополнительных инструментов. Есть и множество других:

• видеоролик; 
• комикс; 
• речь перед аудиторией; 
• digital-story; 
• сюжетная компьютерная игра. 

Эти варианты намного более затратны и по деньгам, и по времени создания. Но и эффект на людей они могут производить намного более сильный. 

С нами работают

sep


Рекламные и маркетинговые агентства


Организации, которые привлекают интерес потребителей к клиентским товарам и услугам с помощью средств массовой информации, часто нестандартными и креативными методами.

Интернет-магазины


Специальные сайты для онлайн-торговли всевозможными товарами и услугами, дающие возможность пользователю удовлетворить свои нужды, не выходя из дома.

Корпоративные сайты


Онлайн-представительства различных компаний и структур — от строительства до ресторанов, от нефтяных гигантов до банков и парикмахерских.

Студии поискового 
продвижения


Бюро и коллективы, раскручивающие и оптимизирующие любые сайты безопасным и эффективным способом, помогая заказчикам стать ближе к потенциальным клиентам.

Маркетплейсы


Электронные магазины-посредники, своего рода интернет-супермаркеты, которые помогают покупателям и продавцам взаимодействовать с минимальными временными затратами.


Информационные сайты, блоги


Библиотеки полезной и важной информации, а также публичные дневники известных лиц, которые дают широкий спектр сведений для работы, учёбы и отдыха современных людей.

Сделать заказ

Связаться с менеджером: в мессенджере «WhatsApp», «Viber», «Telegram», «Skype» и др. 
поиск по номеру +7-923-364-9007 или пишите на почту info@maurisweb.ru

Мы подарим вам больше свободного времени для развития новых проектов, 
поднимая ваш бизнес на новую высоту

logo